Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Программа внеурочной деятельности структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное направления.
Цель:
Создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
Обучающие
• Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность.
• Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
• Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой.
• Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной, эстетической, патриотической, социальной.
• Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Воспитательные
• Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
• Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем.
• Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
• Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
• Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Развивающие
• Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
• Развитие личности школьника, его творческих способностей.
• Формирование потребности в самопознании.
Организационные
• Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
• Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями учащихся.
• Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
• Организация информационной поддержки учащихся.
• Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
• изучение правил спортивных игр, истории развития игры;
• организация подвижных игр, «Весёлых стартов», «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований;
• проведение бесед по охране здоровья;
• военно-спортивная подготовка;
• применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
• участие в муниципальных спортивных соревнованиях
2. Общекультурное:
• организация экскурсий, концертов, выставок, дней музыки, дней книги, т.д.;
• работа кружков;
• участие в конкурсах на уровне школы, города, района.
Общеинтеллектуальное:
• проведение предметной недели;
• организация конкурсов, олимпиад;
• работа кружка .
• формирование ИКТ-компетенции;
4. Социальное
• тематические классные часы;
• работа психолога по преемственности и формированию личности;
• вахта памяти;
• аукцион «Добрых дел»
• участие в социально-направленных акциях.
5. Духовно-нравственное:
• проведение тематических классных часов;
• встречи с ветеранами ВОВ и труда, с сотрудниками полиции, «Уроки мужества»;
• встреча с интересными людьми;
• разработка проектов к урокам.